С подачи ФСФР

Проффессиональных участников рынка ценных бумаг приравняют к банкам...

Учтя замечания Банка России, Минфина и МЭРТ, ФСФР доработала доклад «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008—20012 годы и на долгосрочную перспективу». В частности, в новом варианте доклада ФСФР существенно расширила положение о «развитии системы пруденциального надзора»: его планируется приблизить к требованиям банковского надзора и установить требование о том, чтобы участники финансового рынка рассчитывали свой капитал в ежедневном режиме.
Рассмотрение новой версии доклада ФСФР правительство назначило на 17 апреля 2008 года. Одним из основных изменений в документе, подготовленном ФСФР, стало расширение пруденциального надзора за участниками рынка. В частности, ФСФР ратует за создание такой системы пруденциального надзора, которая к 2010 году позволит приблизить требования к определению достаточности капитала к международным стандартам. «Предлагается развивать требования к достаточности капитала, сделав в целом подход к расчету достаточности собственных средств более чувствительным к рискам», — пояснила РБК daily эксперт ФСФР Татьяна Медведева. По ее словам, ФСФР на сегодняшний день уже разработала концепцию законопроекта о внесении изменений в закон «О рынке ценных бумаг», которые как раз и касаются введения пруденциального надзора за профучастниками рынка ценных бумаг. «Сейчас мы дорабатываем концепцию с учетом замечаний заинтересованных ведомств, планируем, что концепция будет утверждена правительством в этом году», — уточнила Татьяна Медведева.
Согласно новому докладу ФСФР, в 2008—2009 годах предполагается ввести единые для всех участников рынка требования к расчету собственного капитала, сведения о котором они будут направлять в службу ежедневно. Кроме того, ФСФР намерена пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств, постепенно повышая их. В докладе ФСФР отмечается, что, возможно, для введения пруденциального надзора потребуется изменить и систему бухгалтерского учета компаний. Также предполагается в 2008—2009 годах провести работу по сближению положения о банкротстве финансовых организаций, включая введение временной администрации в целях предотвращения банкротства.
По словам генерального директора ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Александра Щеглова, из предложенных в докладе ФСФР нововведений самым простым является требование к профучаст­никам рынка о создании независимого подразделения по рискам и постепенном наращивании собственного капитала. «Остальные предложения, несмотря на то что выглядят очень правильными, на самом деле трудны в реализации», — говорит Александр Щеглов. По его словам, если участники рынка на ежедневной основе будут рассчитывать свои капиталы, то ФСФР в настоящий момент просто не сможет переработать такой объем информации из-за отсутствия необходимых ресурсов. «ФСФР потребуется либо очень серьезно увеличивать штат, либо передавать эти функции Банку России, но у него и своих задач достаточно», — говорит Александр Щеглов.
В ФСФР, по-видимому, также понимают сложность стоящих перед службой задач: в новой версии доклада ФСФР появился абзац о том, что «в 2010—2012 годах необходимо сконцентрировать в одном государственном органе и вопросы регулирования и надзора в банковской сфере, при сохранении за Банком России необходимых полномочий, непосредственно вытекающих из задач макроэкономического регулирования, денежно-кредитной политики».
Дополнительные инициативы ФСФР о налогообложении профучастников рынка:
1) объединить в одну налоговую базу доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными инструментами, используя в качестве критерия обращаемость тех или иных инструментов на организованном рынке ценных бумаг, а также возможность переноса убытков на следующий отчетный налоговый период;
2) освободить от налога на часть прибыли, которая направляется финансовыми посредниками и инфраструктурными организациями на финансовом рынке на свое развитие;
3) освободить услуги посредников — брокеров, депозитариев, регистраторов и управляющих ценными бумагами от уплаты налога на добавленную стоимость;
4) стимулировать формирование пенсионных накоплений граждан при приобретении ими пенсионных продуктов путем освобождения от налогообложения уплаты взносов и инвестиционного дохода и выплат в определенных пределах.

10.04.2008

Возврат к списку